Как прощались в этот день с В.С. Высоцким 36 лет назад

Воспоминания муромского очевидца   Примечание от   автора блога. Этот материал был напечатан в "Муромском крае" в среду, 27-го июля. Написана 6 лет назад. В местных газетах доселе не публиковалась. Но в Год кино особенно уместно вернуться к тем впечатлениям и вновь поклониться памяти Владимира Семёновича Высоцкого.
  1. Здесь - несколько дополненная электронная версия с расширенным фоторядом из разных Интернет-источников.
Год кино: глазами муромского очевидца
В День Крещения Руси, 28 июля 1980-го,
мы простились с Владимиром Высоцким.
Актёром, бардом, поэтом 25 января 1938 года Владимир Высоцкий родился, 25 июля 1980-го, в год летней Олимпиады в Москве, его не стало. Весть об этом ошеломила страну, настроенную на праздник, на безудержное ликование от побед наших спортсменов. Мне довелось оказаться в эпицентре печального события. В то время около года я работала старшим корреспондентом «Муромского рабочего», и в Москве была часто, пробилась и на закрытую Олимпиаду, а попала в дикую давку…неспортивного характера.
Известия не было, но люди шли потоком…
Тогда «верхи» огорчать и ошеломлять никого не собирались. Официаль¬ное известие о кончине актера и барда было более чем незаметным. Но сокрушающая лави¬на известия в мгновение разлетелась по стране. Проводить актера в по¬следний путь собрались сотни тысяч людей. Но это многолюдье не было фанатичной массовкой. Помню, как порази-тельно точно сказала об этом театральный кри¬тик Наталья Крымова:
– В этой толпе не было ни одного плохо¬го лица!
Я не могу с этой ме¬тафорой не согласиться, ибо видела сотни, может, и тысячи лиц, пристально в них всматриваясь, медленно проходя вдоль нескончаемой много-километровой колонны, ведущей к театру на Та¬ганке. И никто мне не сказал, как на «штурме» дефицита, куда, мол, станьте в конец очереди. Да и неловко как-то на¬звать собравшихся здесь очередью. Это были люди одной с Высоцким крови, на одной волне мироощущения друг с другом и безмолвно¬го общего осознания безвозвратной потери. Запомнила деталь. У многих у ног, на асфаль¬те, стояли переносные магнитофоны (какие тогда плееры!), и из них звучал приглушенный голос Высоцкого. Невоз¬можно было поверить, что этот хриплый бас, способный в тончайших интонациях передать и обличительный пафос, и тихую нежность, ни¬кто живьем больше не услышит. Люди молчали, медленно продвига¬лись в сторону театра на Таганке, ближе к кото¬рому уже были много¬численные оцепления и металлические барьеры. Наив провинциального взгляда «помог» мне очутиться в эпицентре события и надолго оста¬вил в сердце ту мощную энергетику, которую излучала эта толпа хо¬роших лиц.
На Таганке
Дойдя до театра, за сотню метров до него я попала в плотную люд¬скую «пробку». Жара стояла. Застыли на ме¬сте и мы. Назад – ни¬как, а впереди – опера¬тивники с барьерами. Около 12.00 уже никого не пропускали, сказа¬ли, что сейчас пройдут коллеги-актеры. Близко видела Ирину Миро¬шниченко, Алексея Ба¬талова и других. Уже и не помню, кого еще. Люди задыхались, сто¬нали: «Нет, тут одной смертью не кончится!». Притиснутая до хруста костей со всех сторон, я была мокрая от своего и чужого пота, как мышь. Ну, попала! Спортивная закалка и «бараний вес» помогли выдержать. На какой-то миг почув-ствовала, что теряю сознание, и интуитивно подняла и протянула руки навстречу «оди-наковым мальчикам» по ту сторону барье¬ра. Жест увидели, пра¬вильно поняли. Меня выдернули из проб¬ки – со свистом, как при открытии бутылки шампанского. Живы, идем по двое вразбивку, дышим. Чуточку пришла в себя. Боже мой! Огромные тол¬пы вокруг. На крышах, балконах, на машинах, киосках, на милицейских будках – такие же «муравейники».
И вот – фойе театра в траурном убранстве. На большом экране – Высоцкий. Звучит его монолог из «Гамлета» (любимая роль, самая глубокая по философскому смыслу). Тут же известный пиа¬нист исполняет на роя¬ле Шопена. Защемило сердце. С трепетом мед¬ленно по двое, выдернутые до того из плотной толпы, двигаемся к месту прощания. Запомнила почему-то большую сса¬дину то ли на виске, то ли на щеке. Подумала, что теперь ему не боль¬но. Больно нам. Больно родным. Увидела его маму, отца, Марину Влади – с распущен-ной под траурной на¬кидкой светлой волной длинных волос, как у русской плакальщицы. Так и произошла эта встреча-невстреча с Вы¬соцким. В полумраке театральной сцены, где он невольно «играл» свою последнюю роль для пришедших про¬ститься с ним. Навсегда. А я так мечтала увидеть его в «Гамлете»! А могла бы реально. Не успела. Поскромничала, не воспользовалась протекцией одноклассника. А и тогда, и сейчас Высоцкий для меня, как и тысяч россиян, был и есть не только кумир как киноактер, но  и КУМИР СЛОВА, точного, лаконичного, афористичного, с глубинным подтекстом во времена цензуры.
Высоцкий отвозил Витьку на своей машине, а Марина Влади кормила обедом
Примерно за полгода до печального 25 июля была такая возмож¬ность. Мой однокласс¬ник Виктор Анненков, трудяга-метростроевец и скромняга при этом, предложил мне:
– Приезжай. Влади¬мир Высоцкий пред¬лагает мне контрамарки на свой спектакль. Мне самому неудобно, а для тебя возьму. Ты же у нас театралка, а не я. Мне неудобно, я стесняюсь.
Оказывается, его не¬посредственный на¬чальник в «Метрострое» был другом одного из руководителей админи¬страции театра. И тот попросил:
– Слушай, у тебя есть толковые честные ребя¬та? Надо помочь Володе Высоцкому ремонт в квартире сделать. По¬нимаешь, его жена Ма¬рина Влади – русская француженка все-таки.
Выбор пал на Витьку с его золотыми руками (уже нерядового тогда метростроевца) и его напарника «по калы¬му».
Ремонт сделали на со¬весть. Припозднивших¬ся напарников отвозил домой сам Высоцкий, но чаще – Марина Вла¬ди. Она же им лично варила щи и очень вкус¬но кормила. Держались с ребятами предельно просто и уважительно. Вот тогда Владимир Семенович и предложил в знак благодарности контрамарки в любое время. Я полагаю, что наш Витька ему по¬нравился как открытый русский тип характера – и как актеру, и как человеку. Знать бы, мо¬жет, черты характера моего одноклассника он как-то использовал в своем многогранном творчестве.
Сейчас одноклассник вырос до приличного начальника. А тогда ему было совестно обреме¬нять знаменитость хло¬потами о своей скромной персоне. Витькино состояние передалось и мне. Так и не восполь¬зовались мы благодар¬ностью ему Владимира Высоцкого. Да что об этом жалеть. У каждого все равно остался свой Высоцкий.
Кстати, мои «при¬ключения» 28 июля 1980 года после траурной церемонии не закончи-лись. Мне еще пришлось «дать два интервью» – солнцевскому приятелю Анатолию Л. ныне известному в России шахматисту, который заранее назначил мне встречу на Таганке, ещё не ведая о том, что случится. Его тоже чуть не раздавили, но в траурный зал он не попал в отличите от меня. И - какому-то собкору в Домжуре, чьего имени не помню. Выйдя из театра после прощания с Высоцким, направилась, совершенно не соображая, а куда, собственно, двигаться-то?! Развернулась – и снова пошла к толпе с хорошими лицами. Магнит энергетики! Не помню как, но оказа¬лась на высоченной ми¬лицейской будке. Никто не сгонял, не окрикнул. Правоохранители тоже скорбели и все понима¬ли. А снизу – голос: – Что вы там видите?
Отвечаю: – Я уже была там.
–    А нас не пропустили. Не могли бы подробно
рассказать? Для репор¬тажа в номер нужны впечатления.  Пойдемте
в Дом журналиста.
Оказалось, это собкор какой-то ведущей центральной газеты. Так впервые я оказалась в Домжуре (журбилет члена Союза журналистов СССР мне вручили лишь в октябре того же года, и я потом там часто бывала) и дала ин¬тервью коллеге именно в связи с именем Влади¬мира Высоцкого.
Татьяна ДУШУТИНА, член Союза журналистов России (из личного архива, статья была написана 6 лет назад, спустя 30 лет после этой всенародной потери, но в местных газетах ни разу не была опубликована)  
 
По теме
Утончённые дамы в красивых нарядах, галантные кавалеры в костюмах и фраках, диалоги на французском, поэзия, романсы и старинные танцы – всё это «Пушкинский бал».
Благотворительный фонд «Домбасс» и Всероссийское сообщество предпринимателей «Московское деловое собрание» запустили благотворительную акцию «Отличник», в рамках которой отмечают самых одаренных детей России.
Во Владимире мужчина убил жену ножкой стула и выкинул её труп с 9 этажа - Сетевое издание Владимирские новости Во Владимире мужчина убил жену ножкой стула и сбросил её труп с 9 этажа Следком по Владимирской области сообщает, что в регстолице завершено расследование уголовного дела по обвинению мужчины в убийстве супруги.
Сетевое издание Владимирские новости
IMG-2a1997294813431b95c39e65fd5caf82-V - ЦБС Камешковского района  Сегодня центральная районная библиотека принимала учащихся  начальных  классов  СОШ №1 города Камешково.
ЦБС Камешковского района